Африканские или азиатские корни
Существует две версии происхождения инструмента. Одна из них гласит, что у инструмента могут быть азиатские корни, об этом говорит его схожесть с семейством гонгов. Звуковое сравнение китайского гонга и там-там, подтверждает эту версию. По второй версии, там-там считают инструментом древних африканских племен. Раньше для его изготовления применяли кокосовые панцири и высушенную кожу буйволов.
В восточной, западной и центральной Африке встречаются два вида там-там. Первый вид – цельнодеревянный, вырезается или выдалбливается в стволе по длине дерева, имеет две поверхности для удара. Второй вид – это барабаны сверху обтянутые кожей: один играет на высокой ноте, второй – на низкой. Кроме этих видов, существует еще много разновидностей там-там. Размеры музыкальных инструментов бывают разными: от 2 метров и до совсем маленьких, похожих на погремушки.
Там-там как средство связи
В Африке там-там использовался как средство связи для информирования соплеменников о рождении или смерти, нападении врагов, приближении катастрофы. С ним связаны магические ритуалы, такие как предзнаменования, проклятия. Всего несколько веков назад правитель Конго свои повеления распространял с помощью там-там, звуки барабана были слышны на расстоянии более тридцати километров. Чтобы передать информацию на большие расстояния применялся метод поэтапной передачи сведений: от одного там-там к другому. И в наше время во многих деревеньках Африки сохранился такой ритуал передачи информации.
Там-там в классической и современной музыке
В классической музыке там-там впервые стал использовать композитор Джакомо Мейербер. Современный инструмент стал выглядеть немного иначе своего предка. Для изготовления диска применяется чаще бронза, реже сплав с медью и оловом. Сам диск имеет выпуклую форму и более внушительный размер. В музыкальных композициях для оркестра там-там дает возможность передать музыке особое настроение: величественность, тревожность, грозность. Звуки там-там звучат в известных произведениях: «Шехеразада» Римского-Корсакова, «Руслан и Людмила» Глинки, в конце Симфонии №6 Чайковского. У Глинки инструмент можно услышать в эпизоде, когда Черномор похищает Людмилу. У Римского-Корсакова в «Шехеразаде» трагические звуки раздаются при гибели корабля. Д. Шостакович в ряде произведений применял там-там, чтобы подчеркнуть в произведениях трагическую кульминацию.