История ситара

Музыкальный щипковый инструмент, имеющий семь основных струн — ситар, берет свое начало в Индии. Основой названия являются тюркские слова «се» и «тар», что в дословном переводе означает семь струн. Существует несколько аналогов данного инструмента, один из которых имеет название «сетор», однако количество струн у него — три.

История ситара

Кто и когда изобрел ситар

Прямое отношение к происхождению этого уникального инструмента имеет музыкант тринадцатого века — Амир Хусро. Первый ситар был сравнительно небольших размеров и очень схож с таджикским сетором. Но со временем, индийский инструмент увеличен в размерах, благодаря добавленному тыквенному резонатору, который давал глубокий и чистый звук. Дека при этом украшалась розовым деревом, прибавлялась слоновая кость. Гриф и тело ситара усеивали ручной росписью и различными узорами, которые имели свой дух и обозначение. До ситара, главным инструментом в Индии было древнейшее щипковое устройство, изображение которого сохранилось на барельефах датируемых 3 веком нашей эры.

Ситар

Как устроен ситар

Оркестровое звучание достигается при помощи специальных струн, которые имеют специфическое название «бурдонные струны». В некоторых экземплярах инструмент имеет до 13 дополнительных струн, в то время как основа ситара состоит из семи. Так же, ситар обустроен двумя рядами струн, две струны из числа основных предназначены для ритмического аккомпанемента. Пять струн предназначены для проигрывания мелодий.


Если в таджикском сеторе резонатор выполнен из дерева, то здесь его изготавливают из особого сорта тыквы. Первый резонатор крепят к верхней деке, а второй — малый по размерам — к грифу. Все это делается для усиления звучания басовых струн, чтобы звук был более «густым» и выразительным.

В ситаре есть несколько струн, на которых музыкант не играет совсем. Они имеют название тараб, или резонирующие. Эти струны, при игре на основных, издают звуки сами по себе, образуя особенное звучание, за которое ситар и получил название уникальный инструмент.

Даже для изготовления грифа используется особый сорт дерева «тун», а оформление и резьба делаются вручную. Так же, стоит заметить, что струны ложатся на две плоские подставки, выполненные из оленьих костей. Особенность такой конструкции предполагает постоянное подтачивание этих плоских основ, чтобы струна выдавала особый, вибрирующий звук.

Небольшие дугообразные ладки выполняются из таких материалов как латунь, серебро, чтобы было легче придать ту форму, с которой звук будет приятнее на слух.

Ситар

Основы игры на ситаре

У музыканта есть специальное приспособление, для игры на оригинальном индийском инструменте. Его название — мизраб, внешне он очень напоминает коготь. Мизраб одевается на указательный палец, производится движение «вверх-вниз», таким образом извлекается непривычное звучание ситара. Иногда используется техника комбинирования движения мизраба. Задевая во время игры струны «чикари» — ситарист делает музыкальное направление более ритмичным и определенным.

Ситаристы — история

Бесспорный виртуоз игры на ситаре — Рави Шанкар. Он стал продвигать индийскую инструментальную музыку в массы, а именно на запад. Последователем стала дочь Рави — Анушка Шанкар. Абсолютный музыкальный слух и умение обращаться с таким сложным инструментом, как ситар — заслуга не только отца, но и самой девушки — такая любовь к национальному инструменту не может пропасть бесследно. Даже сейчас великая ситаристка Анушка собирает огромное количество ценителей настоящей живой музыки и ставит прекрасные концерты.