История Континуума

Континуум — электронный музыкальный инструмент, по сути представляет собой мультитач-контроллер. Его разработал Липпольд Хакен немецкий профессор электроники, переехавший жить и работать в США. Инструмент состоит из клавиатуры, рабочая поверхность которой сделана из синтетического каучука (неопрена) и имеет размер 19 см в высоту и 72 см в длину, в полноразмерной версии длина может увеличиваться до 137 сантиметров. Диапазон звучания составляет 7,8 октав. Усовершенствование инструмента не прекращается и сегодня. Л. Хакен вместе с композитором Эдмундом Иганом придумывают все новые звуки, расширяя тем самым возможности интерфейса. Поистине это музыкальный инструмент 21 века.

Как работает континуум

Сенсоры, расположенные над рабочей поверхностью инструмента, фиксируют положение пальцев в двух направлениях — горизонтальном и вертикальном.  При горизонтальном передвижении пальцев регулируется высота тона, при вертикальном — тембр. Сила нажатия изменяет громкость. Рабочая поверхность гладкая. каждая группа клавиш выделена разным цветом. Играть на нем можно в две руки и разными пальцами, что позволяет вести одновременно несколько музыкальных композиций. Континуум работает в одноголосом режиме и 16 голосовой полифонии.

С чего все начиналось

История электронных музыкальных инструментов началась еще в начале 19 века с изобретением музыкального телеграфа. Инструмент, принцип действия которого был взят с обычного телеграфа, был снабжен двухоктавной клавиатурой, которая позволяла воспроизводить различные ноты. Каждая нота имела свою комбинацию букв.  Его также применяли в военных целях для шифрования сообщений.

Затем появился телармониум, который уже использовали исключительно в музыкальных целях. Этот аппарат высотой в два этажа и весом в 200 тонн, не пользовался большой популярностью среди музыкантов. Звук создавался при помощи специальных генераторов постоянного тока, которые вращались на разной скорости. Воспроизводился рупорными громкоговорителями или передавался по телефонным линиям.

Примерно в этот же период времени появляется уникальный музыкальный инструмент choralcello. Его звуки были похожи на небесные голоса. Он был намного меньше своего предшественника, но тем не менее оставался достаточно большим в сравнении с современными музыкальными аналогами. У инструмента было две клавиатуры. С одной стороны звук создавался при помощи роторных динамо-машин и напоминал органное звучание. С другой благодаря электрическим импульсам задействовался рояльный механизм. По факту, «небесные голоса», одновременно, сочетали в себе игру на двух инструментах, электрооргане и пианино. Choralcello стал первым электронным музыкальным инструментом поступившим в массовую продажу.

В 1920 году благодаря советскому инженеру Льву Термену появился терменвокс, который используют и сейчас. Звук в нем воспроизводится при изменении расстояния между руками исполнителя  и антеннами инструмента. Вертикальная антенна отвечала за тон звука, а горизонтальная регулировала громкость. Сам создатель инструмента не остановился лишь на терменвоксе, придумав еще терменгармонию, терменвиолончель, терменклавиатуру, терпсин.

В 30-х годах 19 века был создан еще один электронный инструмент — траутониум. Он представлял собой ящик напичканный лампами и проводами. Звук в нем воспроизводился от ламповых генераторов, снабженных чувствительной полосой, которая выполняла функцию резистора.

Многие из этих музыкальных инструментов активно использовали в музыкальном сопровождении сцен кино. К примеру, если нужно было передать пугающий эффект, различные космические звуки или приближение чего-либо неопознанного использовали терменвокс. Этот инструмент мог заменить в некоторых сценах целый оркестр, что значительно экономило бюджет.

Можно сказать, что все из вышеперечисленных музыкальных инструментов в большей или меньшей степени и стали прародителями континуума. Сам инструмент популярен и сегодня. К примеру, его в своей работе использует клавишник группы Dream Theater Джордан Рудесс или композитор Алла Ракха Рахман. Он задействован в съемках фильмов («Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа») и записи саундтреков к компьютерным играм (Diablo, World of Warcraft, StarCraft).