История терменвокса

История этого своеобразного музыкального инструмента началась в годы гражданской войны в России после встречи двух физиков Иоффе Абрама Фёдоровича и Термена Льва Сергеевича. Иоффе, глава Физико-технического института, предложил Термену возглавить свою лабораторию. Лаборатория занималась изучением изменения свойств газов при воздействии на них в разных условиях. В результате поисков удачной компоновки разных приборов Термену пришла в голову идея совместить в одной установке работу сразу двух генераторов электрических колебаний. На выходе нового прибора формировались сигналы разной частоты. Во многих случаях, эти сигналы воспринимались человеческим ухом. Термен славился своей разносторонностью. Помимо физики, он интересовался музыкой, учился в консерватории. Такое сочетание интересов, натолкнуло его на идею создать на базе прибора музыкальный инструмент.История терменвоксаВ результате испытаний, был создан этеротон — первый в мире электронный музыкальный инструмент. Впоследствии, инструмент переименовали в честь его создателя назвав терменвокс. Стоит отметить, что Термен не остановился на этом, создав охранную ёмкостную сигнализацию по принципу действия схожую на терменвокс. В дальнейшем, Лев Сергеевич продвигал оба изобретения одновременно. Главной особенностью терменвокса стало то, что звуки он издавал без прикосновения к нему человека. Генерирование звуков происходило за счёт движения человеческих рук в электромагнитном поле, которое создавал прибор.


С 1921 года Термен демонстрирует свою разработку общественности. Изобретение потрясло и научный мир, и обывателей, вызвав многочисленные восторженные отзывы в прессе. Вскоре, Термена пригласили в Кремль, где его приняло высшее советское руководство во главе с самим Лениным. Услышав несколько произведений инструмент понравился Владимиру Ильичу настолько, что он потребовал немедля организовать гастроли изобретателя по всей России. Советская власть видела в Термене и его изобретении популяризаторов своей деятельности. В это время, разрабатывался план электрификации страны. И терменвокс был хорошей рекламой этой идеи. Стал Термен лицом Советского Союза и на международных конференциях. А в конце двадцатых годов, во время роста военной угрозы, в недрах советской военной разведки, возникла идея использовать авторитетного ученного в целях шпионажа. Отслеживать наиболее перспективные научные и технические разработки у вероятных противников. С этого времени, у Термена началась новая жизнь. История терменвоксаОставаясь советским гражданином, он переезжает на запад. Там терменвокс вызвал не меньший ажиотаж, чем в советской России. В парижский театр «Гран опера» билеты были распроданы за несколько месяцев до демонстрации инструмента. Лекции о терменвоксе чередовались с концертами классической музыки. Ажиотаж был такой, что приходилось вызывать наряды полиции. Затем в начале тридцатых годов пришёл черёд Америки, где Лев Сергеевич основывает фирму по производству терменвоксов «Teletouch». Поначалу дела у фирмы шли прекрасно, многие американцы хотели обучаться играть на этом электромузыкальном инструменте. Но, затем начались проблемы. Быстро выяснилось, что для игры нужен абсолютный слух, качественную игру могли демонстрировать лишь профессиональные музыканты. Даже сам Термен, по свидетельству очевидцев, частенько фальшивил. Кроме того, на ситуацию повлиял экономический кризис. Рост житейских проблем привёл к росту преступности. Фирма, переключилась на производство охранных сигнализаций, другого детища Термена. Интерес к терменвоксу постепенно пошёл на спад.

К сожалению сейчас, этот своеобразный прибор полузабыт. Есть специалисты, которые считают, что незаслуженно, ведь у этого инструмента очень широкие возможности. Даже сейчас, ряд энтузиастов пытаются возродить интерес к нему. В их числе и правнук Льва Сергеевича Термена Пётр. Возможно, в дальнейшем терменвокс ждет новая жизнь и возрождение.