Устройство гобоя.
Гобой является духовым деревянным музыкальным инструментом. Название инструмента происходит от «haubois», что в переводе с французского означает высокий, деревянный. Имеет форму трубки конической формы, длиной 60 см, состоящей из 3-х частей: верхнего и нижнего колена, а также раструба. Имеет систему клапанов, открывающую и закрывающую 24-25 игровых отверстий, высверленных в стенках деревянного гобоя. В верхнем колене имеется двойная трость (язычок), генератор звука. При вдувании воздуха происходит вибрация 2-х тростниковых пластинок, представляющих двойной язычок, и колебания воздушного столба в трубке, в результате чего образуется звук. Двойной язычок есть также у гобоя д'амур, фагота, контрафагота, английского рожка, в отличие от кларнета с одинарным язычком. Обладает богатым, певучим, слегка гнусавым тембром.
Материал для гобоя.
Основным материалом для изготовления гобоя служит африканское черное дерево. Иногда используются экзотические породы деревьев («фиолетовое» дерево, кокоболо). Последней технологической новинкой является инструмент из материала, основу которого составляет порошок черного дерева с добавлением 5 процентов углепластика. Такой инструмент легче, дешевле, меньше реагирует на перепады температуры и влажности. Первые гобои делали из полых трубок бамбука и тростника. Позже в качестве прочного материала использовали древесину бука, самшита, груши, палисандра и даже слоновую кость. В 19-м веке с увеличением числа отверстий и клапанов возникла необходимость в более прочном материале. Им и стало черное дерево.
Появление и эволюция гобоя.
Прародителями гобоя были многочисленные народные инструменты, известные человечеству с античных времен. Среди этого множества: древнегреческий авлос, тибия у римлян, персидская зурна, гайта. Старейшему инструменту этого типа, найденному в гробнице шумерского царя, более 4600 лет. Это была парная свирель, из пары серебряных трубок с двойными язычками. Инструменты более позднего периода — мюзетт, английский рожок, барочный и баритоновый гобой. Шалмеи, крумгорны, волынки появились к концу эпохи Возрождения. Гобою и фаготу предшествовали шальмей и поммер. Свой первоначальный вид современный гобой получил в конце 17-го столетия во Франции после усовершенствования шальмея. Правда, тогда у него было лишь 6 отверстий и 2 клапана. В 19-м веке благодаря бемовской системе для деревянных духовых инструментов произошла реконструкция и гобоя. Изменения коснулись числа отверстий и клапанного механизма инструмента. С 18-го столетия гобой получил широкое распространение в Европе, для него пишут лучшие композиторы того времени, среди которых И.С. Бах, Г.Ф. Гендель, А. Вивальди. Гобой использует в своих произведениях В.А. Моцарт, Г. Берлиоз. В России, начиная с 18-го века, его используют М. Глинка, П. Чайковский и другие знаменитые композиторы. 18-е столетие по праву считается золотым веком гобоя.
Гобой в наше время.
Сегодня, как и два столетия назад, невозможно представить музыку без неповторимого тембра гобоя. Он выступает как сольный инструмент в камерной музыке, великолепно звучит в симфоническом оркестре, неподражаем в духовом, является наиболее выразительным инструментом в окрестре народных инструментов, в качестве солирующего инструмента его используют даже в джазе. Сегодня наиболее популярными являются такие виды гобоев, как гобой д'амур, мягкий тембр которого привлекал Баха, Штрауса, Дебюсси; сольный инструмент симфонического оркестра — английский рожок; самый маленький в семействе гобоя — мюзетт.