История вибраслэпа

Слушая современную музыку в латиноамериканском стиле, иногда можно заметить звучание необычного перкуссионного инструмента. Больше всего оно напоминает негромкое шуршание или лёгкое потрескивание. Речь идёт о вибраслэпе – неотъемлемом атрибуте многих латиноамериканских музыкальных композиций. По своей сути устройство относится к группе идиофонов – музыкальных инструментов, в которых источником звука является корпус или часть, а не струна или мембрана.

Джавбон – прародитель вибраслэпа

Практически во всех культурах мира самыми первыми музыкальными инструментами были идиофоны. Их изготовляли из самых разнообразных материалов – дерева, металла, костей и зубов животных. На Кубе, в Мексике, в Эквадоре для исполнения музыкальных композиций часто использовались природные материалы. К самым древним и известным инструментам стран Латинской Америки относятся маракасы и гуиро, которые изготовлялись из плодов игуэро – горлянкового дерева, и агого – подобие колокольчиков из скорлупы кокосов на специальной деревянной рукоятке. Кроме того, для создания инструментов применялись и материалы животного происхождения, одним из примеров таких приспособлений является джавбон. Его название в переводе с английского означает “кость челюсти”. Также инструмент известен под названием «кихада». Материалом для его изготовления служили высушенные челюсти домашних животных – лошадей, мулов и ослов. Играть на джавбоне нужно специальной палочкой, проводя ей по зубам животных. Такое нехитрое движение рождало характерное потрескивание, которое использовалось в качестве ритмовой основы для музыкальной композиции. Родственными инструментами джавбона являются уже упомянутые гуиро, а также реку-реку – палочка из бамбука или рог дикого зверя с насечками. Джавбон используется в традиционной кубинской, бразильской, перуанской и мексиканской музыке. До сих пор во время проведения фестивалей, где исполняется народная музыка, ритм зачастую играется при помощи кихады.

Появление современной версии кихады

За последние два века появилось огромное количество новых музыкальных инструментов, активно используемых в современной музыке, основу чаще всего составляли народные инструменты. Большинство из них были всего лишь модифицированы для более громкого, качественного и стабильного звучания. Многие приспособления, игравшие роль перкуссии в традиционной музыке, тоже были изменены: дерево заменялось пластиковыми элементами, кости животных – металлическими фрагментами. История ВибраслэпаТакие реформы приводили к тому, что звучание становилось чётче и пронзительнее, а для изготовления инструмента затрачивалось гораздо меньше времени и сил. Джавбон не стал исключением. Во второй половине прошлого столетия был создан инструмент, имитирующий его звучание. Устройство получило название “вибраслэп”. Оно состояло из открытой с одной стороны деревянной коробки небольшого размера, которая была соединена при помощи металлического изогнутого стержня с шаром, тоже выполненным из дерева. В коробке, играющей роль резонатора, расположена пластина из металла с подвижными шпильками. Для извлечения звука музыканту достаточно было взять инструмент одной рукой за стержень и ладонью второй руки наносить открытые удары по шару. В результате возникающая на одном конце устройства вибрация передавалась по стержню к резонатору, вынуждая при этом вибрировать находящиеся в коробке шпильки, которые и издавали характерный для джавбона треск. Иногда для более сильного звука резонатор изготовляют из металла. Вибраслэпы в таком исполнении часто используются в перкуссионных установках.

Звучание вибраслэпа свойственно латиноамериканской музыке. Однако его можно услышать и в современных жанрах. Наиболее ярким примером использования инструмента является композиция под названием “Sweet Emotion”, созданная группой Aerosmith в 1975 году.