В переводе с немецкого Waldhorn означает лесной рог. Валторна представляет собой духовой музыкальный инструмент, который изготавливают, как правило из меди. Выглядит она, как длинная металлическая трубка с мундштуком, заканчивающаяся широким раструбом. У этого музыкального инструмента очень обаятельное звучание. История валторны уходит своими корнями глубоко в древность, насчитывая несколько тысячелетий.
Предшественником валторны можно считать рог, который изготавливали из бронзы и использовали как сигнальный инструмент еще воины Древнего Рима. К примеру, знаменитый римский полководец Александр Македонский использовал подобный рог для подачи сигналов, но не о какой игре на нем в те времена не задумывались.
В эпоху Средневековья валторна была распространена в военной и придворной сфере. Сигнальные рога нашли широкое применение при проведении различных турниров, охот, и конечно же, многочисленных сражений. У любого воина, участвовавшего в военном конфликте, имелся свой рог.
Сигнальные рога изготавливались из натуральных материалов, поэтому были не очень долговечны. Для повседневного использования они не годились. Со временем мастера, изготавливающие рога пришли к выводу, что лучше всего их изготавливать из металла, придавая им естественную форму рогов животных без особых искривлений. Звук подобных валторн распространялся далеко по округе, что помогало использовать их при проведении охоты на крупных рогатых животных. Наибольшее распространение они получили во Франции в 60-х годах 17-го столетия. Уже через пару десятков лет эволюция валторны продолжилась в Богемии. В те времена на валторнах играли трубачи, но в Богемии появилась специальная школа, выпускники которой становились валторнистами. Только в начале 18-го века сигнальные рога стали называться «натуральной валторной» или «простым рогом». Натуральные валторны представляли собой металлические трубки, диаметр которых у основания был порядка 0,9 сантиметров, а у раструба более 30 сантиметров. Длина подобных трубок в выпрямленном виде могла составлять от 3,5 до 5 метров.
Валторнист из Богемии А.И. Хампль, служивший при королевском дворе в Дрездене, чтобы изменить звучание инструмента сделав его выше, стал вставлять мягкий тампон в раструб валторны. Через некоторое время Хампль пришел к выводу, что функцию тампона может в полной мере выполнять рука музыканта. Спустя некоторое время таким способом игры стали пользоваться все валторнисты.
Примерно в начале 18-го столетия валторны стали использовать в оперных, симфонических и духовых оркестрах. Дебют состоялся в опере «Принцесса Элиды» композитора Ж.Б. Люлли. Вскоре у валторны появились дополнительные трубки, которые вставлялись между мундштуком и основной трубой. Они понижали звук музыкального инструмента.
В начале 19-го столетия был изобретен вентиль, ставший последним крупным изменением инструмента. Самой перспективной конструкцией оказался трехвентильный механизм. Одним из первых композиторов, ставших использовать подобную валторну стал Вагнер. Уже к 70-м годам 19-го столетия подобная валторна, получившая название хроматической полностью вытеснила натуральную из оркестров.
В 20-м столетии активно стали применяться валторны с дополнительным вентилем, который расширил возможности игры в высоком регистре. В 1971 году международное сообщество валторнистов решило называть валторну «horn».
В 2007 году габой и валторна стали рекордсменами Книги рекордов Гинесса, как самые сложные музыкальные инструменты для исполнителей.