История фисгармонии

Орган сегодня – это представитель прошлого. Он является неотъемлемой частью католического храма, его можно встретить в некоторых концертных залах и в филармонии. К семейству органов относится и фисгармония.


Фисгармония является язычковым клавишным музыкальным инструментом. Фисгармония Звуки издаются с помощью металлических язычков, которые под воздействием воздуха совершают колебательные движения. Исполнителю нужно только нажимать на педали внизу инструмента. В середине инструмента находится клавиатура, а под ней несколько створок и педали. Изюминкой фисгармонии является то, что она управляется не только руками, но и ногами и коленками. При помощи створок изменяются динамические оттенки звука.

Фисгармония чем-то похожа на фортепиано, но нельзя путать эти два музыкальных инструмента, относящиеся к разным семействам. По давней традиции, инструмент изготавливается из дерева. Фисгармония имеет до 150 см в высоту и 130 см в ширину. Благодаря пяти октавам, на ней можно играть любую музыку и даже импровизировать. Инструмент входит в класс аэрофонов.

История фисгармонии берет свое начало с 19 века. Созданию музыкального инструмента поспособствовал целый ряд событий.
Органных дел мастер чех Ф. Киршник, который в 1784 году проживал в Санкт-Петербурге, придумал новый способ извлечения звуков. Он изобрел механизм espressivo, с помощью которого звук можно было усилить или ослабить. Все зависело от того, на какую глубину нажимал клавишу исполнитель («двойной нажим»). Именно этот механизм В.Ф. Одоевский применил в 1849 году при изготовлении мини-органа «Себастианон».

В 1790 году в Варшаве учеником Киршника Ракницом, Фисгармония было внесено изменение в оркестрион Г.И. Фоглера (проскакивающие язычки), с которым тот гастролировал по многим странам мира. Устройство продолжило совершенствоваться, каждый раз вносилось что-то новое.

Прообраз фисгармонии — орган экспрессив создал Г.Ж. Гренье в 1810 году. В 1816 году, усовершенствованный инструмент был представлен немецким мастером И.Д. Бушманом, а в 1818 году венским мастером А.Хеклем. Именно А.Хекль назвал инструмент «фисгармонией». Позднее А.Ф. Дебеном была изготовлена фисгармония меньших размеров, по форме напоминавшая пианино.

В 1854 году французский мастер В.Мюстель презентовал фисгармонию, имеющую «двойную выразительность» («double expression») . Инструмент был с двумя мануалами, 6-20 регистрами, которые включались при помощи деревянных рычагов или нажатием кнопок. Клавиатура была поделена на две стороны (левую и правую). Внутри находились два действующих «набора» планок с регистрами.
Начиная с 19 века, конструкция продолжила совершенствоваться. Сначала в инструмент ввели perkussion,  с помощью которого можно было подавать четкую атаку звука, затем устройство prolongement, которое позволяло продлевать звук.

В 19-20 веке фисгармонию в основном использовали для домашнего музицирования. В это время «фисгармонию» часто называли «органом». Но, так ее называли только те, кто был далек от музыки, поскольку орган является духовым трубчатым инструментом, а фисгармония – язычковым.

С середины 20 века она становится все менее популярной. Сегодня фисгармоний изготавливается не так много, ее покупают только истинные поклонники. Инструмент и сейчас очень полезен для профессиональных органистов во время репетиций, разучивания новых композиций и для тренировки рук и ног.
Фисгармония по праву занимает видное место в истории музыкальных инструментов.