История челесты

Челеста – ударный клавишный музыкальный инструмент, который внешне похож на небольшое пианино. Название произошло от итальянского слова celeste, что в переводе означает «небесный». Челеста чаще всего не применяется в качестве сольного инструмента, а звучит в составе симфонического оркестра. Кроме классических произведений она используется в джазе, популярной музыке и роке.

Прародители челесты

В 1788 году лондонским мастером Ч. Клаггетом был изобретен «камертонный клавир», именно он и стал прародителем челесты. Принцип работы инструмента заключался в ударах молоточков по камертонам разных размеров.

В 1860-х годах француз Виктор Мюстель создал инструмент, похожий на камертонный клавир — «дульситон». Позднее, его сын Огюст внес некоторые доработки — заменил камертоны на специальные пластины из металла с резонаторами. Инструмент стал напоминать пианино с нежным звуком, похожим на перезвон колокольчика. В 1886 г. Огюст Мюстель получил патент на свое изобретение, назвав его «челеста».

История челесты

Распространение инструмента

Золотой век для челесты пришелся на конец XIX – начало XX века. Впервые новый инструмент прозвучал в 1888 г. в пьесе «Буря» Уильяма Шекспира. Челесту в оркестре использовал французский композитор Эрнест Шоссон.

В ХХ веке инструмент звучал во многих известных музыкальных произведениях — в симфониях Дмитрия Шостаковича, в сюите «Планеты», в «Сильве» Имре Кальмана, место для нее нашлось и в более поздних произведениях — «Сон в летнюю ночь» Бриттена и в «Филиппе Густоне» Фельдмана.

В 20-х годах ХХ века челеста зазвучала в джазе. Использовали инструмент исполнители: Хоги Кармайкл, Эрл Хайнс, Мид Лак Льюис, Херби Хэнкок, Арт Тэйтум, Оскар Питерсон и другие. В 30-е годы ХХ века американский джазмен-пианист Фэтс Уоллер применял интересную технику игры. Он одновременно играл на двух инструментах — левой рукой на фортепиано, а правой – на челесте.

Распространение инструмента в России

Челеста получила популярность в России благодаря П.И. Чайковскому, который впервые услышал ее звучание в 1891 г. в Париже. Композитор был настолько очарован ей, что привез ее с собой в Россию. Впервые в нашей стране челеста прозвучала в Мариинском театре в декабре 1892 г. на премьере балета «Щелкунчик». Публика была поражена звучанием инструмента, когда челеста сопровождала танец феи Драже. Благодаря уникальному музыкальному звучанию удавалось передать даже падающие капли воды.

В 1985 году Р.К. Щедрин написал «Музыку для струнных, двух гобоев, двух валторн и челесты». В творении А. Лядова «Кикимора» челеста звучит в колыбельной.