Начало века электронной музыки
Одним из первых электромузыкальных инструментов стал телармониум (динамофон). Его можно назвать прародителем электрооргана. Создал этот инструмент американский инженер Тадеус Кэхилл. Начав изобретение в конце 19 века, в 1897 году получил патент на «Принцип и устройство для произведения и распространения музыки с помощью электричества», а к апрелю 1906 года завершил его. Но назвать этот агрегат музыкальным инструментом можно было только с большой натяжкой. Он состоял из 145 электрогенераторов, настроенных на различные частоты. Они по телефонным проводам передавали звуки. Весил инструмент около 200 тонн, имел длину 19 метров.
Вслед за Кэхиллом советский инженер Лев Термен в 1920 году создал уже полноценный электромузыкальный инструмент, получивший название «Терменвокс». При игре на нем исполнителю даже не нужно было прикасаться к инструменту, достаточно было перемещать руки относительно вертикальной и горизонтальной антенн, меняя частоту звука.
Успешная бизнес-идея
Но самым популярным электронным музыкальным инструментом стал, пожалуй, электроорган Хаммонда. Создал его американец Лоренц Хаммонд в 1934 году. Музыкантом Л. Хаммонд не был, даже не имел музыкального слуха. Можно сказать, что создание электрооргана было вначале чисто коммерческим предприятием, как оказалось довольно успешным. Основой электрооргана стала клавиатура от фортепиано модернизированная особым образом. Каждая клавиша двумя проводами соединялась с электросхемой, и при помощи простых переключателей извлекались интересные звуки. В результате ученый создал инструмент, который звучал, как настоящий духовой орган, но был гораздо меньше по размерам и весу. 24 апреля 1934 года Лоренс Хаммонд получил патент на свое изобретение. Инструмент стали использовать вместо обычного органа в церквях США. Музыканты оценили электроорган по достоинству, в число знаменитостей, использовавших электроорган, вошли такие популярные музыкальные коллективы того времени, как the Beatles, Deep Purple, Yes и другие.
В Бельгии в середине 1950-х годов была разработана новая модель электрооргана. Создателем музыкального инструмента стал бельгийский инженер Антон Пари. Он владел небольшой фирмой по производству телевизионных антенн. Разработка и продажа новой модели электрооргана принесла фирме хороший доход. Орган Пари отличался от органа Хаммонда электростатическим тон-генератором. В Европе эта модель стала довольно популярной.
В Советском Союзе под «железным занавесом» молодые меломаны слушали электроорган на подпольных пластинках. Записи на рентгеновских снимках приводили советскую молодежь в восторг. Одним из таких романтиков был молодой советский инженер-электронщик Леонид Иванович Федорчук. В 1962 году он устроился работать на завод «Электроизмеритель» в Житомире, а уже в 1964 году на заводе зазвучал первый электроорган отечественного производства под названием «Романтика». Принцип генерации звука в этом инструменте был не электромеханический, а чисто электронный.
Скоро первому электрооргану исполнится век, но популярность его не ушла. Этот музыкальный инструмент универсален — подходит для концертов и студий, для исполнения церковной и современной популярной музыки.