История цимбал

Цимбалы — струнный музыкальный инструмент семейства ударных, имеет форму трапеции с натянутыми на нее струнами. Извлечение звука происходит при ударе двух деревянных палочек-колотушек.Цимбалы имеют богатую историю. Первые изображения родственника цимбал хордофона можно наблюдать на шумерской амфоре IV-III тысячелетия до н. э. Похожий инструмент был изображен на барельефе времен первой вавилонской династии IX века до н. э. На нем изображен человек, играющий палочками на деревянном семиструнном инструменте в форме выгнутой дуги.
У ассирийцев был свой инструмент триганоном, похожий на примитивные цимбалы. Он имел треугольную форму, был девятиструнным, звук извлекался при помощи ударов палочек.
Цимбалоподобные инструменты существовали в Древней Греции — монохорд, Китае — чжу.
В Индии роль цимбал выполнял — сантур, струны которого делали из травы мунджа, а играли бамбуковыми палочками. Кстати, по мнению историка Н. Финдейзена цимбалы в Европу принесли цыгане. Именно этот кочевой народ в V веке н.э. начал свой исход из Индии пополнив ряды малороссов, белорусов и других славянских племен.

Одновременно с распространением происходило усовершенствование конструкции цимбал. Инструмент стал менять форму и размеры, изменилось и качество струн, если вначале они были жильными или кишечными, то в IX веке в странах Азии стали использовать провод из медного сплава. В XI веке металлическую проволоку стали применять и в европейских странах.

В XIV веке особый интерес к данным музыкальным инструментам проявило средневековое дворянство. Каждая дама высшего сословия, старалась овладеть игрой на них.
Период XVII-XVIII в. в истории цимбал неразрывно связан с именем Панталеона Гебенштрайта. С легкой руки короля Франции Людовика XIV за инструментом закрепляется новое название «панталеон» в честь великого немецкого цимбалиста.

В XVIII веке композиторы стали вводить цимбалы в оперный оркестр. Примером может служить опера «Бан Банк» Ференца Эркеля и оперетта «Цыганская любовь» Ференца Легара.

Большую роль в усовершенствовании цимбал сыграл венгерский мастер В. Шунда, он увеличил количество струн, усилил раму, добавил демпферный механизм.При дворах русских князей цимбалы появились в конце XV века. В 1586 году королева Англии Елизавета, сделала подарок русской цапице Ирине Фёдоровне в виде музыкальных инструментов. Среди них были и цимбалы инкрустированные золотом и драгоценными камнями. Красота и звучание инструмента, просто очаровали царицу. Большим поклонником цимбал был и царь Михаил Фёдорович. При его дворе играли цимбалисты Милентий Степанов, Томило Бесов и Андрей Андреев.
Во времена правления императрицы Елизаветы Петровны знаменитый цимбалист Йоган Баптист Гумпенхубер, развлекал придворную знать своей виртуозной игрой, удивляя всех чистотой исполнения.
Большое признание, цимбалы получили на землях Украины, войдя в музыку народного творчества. Струны в цимбалах сначала натягивали по одной, две для каждого тона, а то и по три — хоры струн. Цимбалы имели диапазон от двух с половиной до четырех октав.

Существует две разновидности цимбал: народные и концертно-академические. Их звучание, прекрасно вписывается в игру большого оркестра.