Главная » Струнные инструменты » История виолончели

История виолончели

Виолончель – музыкальный инструмент, группы смычковых, т.е. для игры на ней требуется проводящий по струнам специальный предмет – смычок.История Виолончели Обычно эта палочка создается из дерева и конского волоса. Есть также способ игры пальцами, при котором струны «пощипываются». Он называется пиццикато. Виолончель — инструмент с четырьмя струнами различной толщины. У каждой струны своя нота. Вначале струны делались из овечьих потрохов, а потом, конечно же, они стали металлическими.

ВиолончельПервое упоминание о виолончели можно увидеть на фреске Гауденцио Феррари 1535—1536 года. Само же название «виолончель» упоминалось в сборнике сонетов Дж.Ч. Аррести в 1665 году.

Если обратиться к английскому языку, то название инструмента звучит следующим образом – cello или violoncello. Из этого ясно видно, что cello – это производное от итальянского слова «violoncello», которое обозначает маленький контрабас.

Прослеживая историю становления этого струнно-смычкового инструмента, выделяются следующие шаги в ее становлении:

1) Первые виолончели упоминаются примерно в 1560-ом году, в Италии. Их создателем являлся Андреа Мати. Тогда инструмент использовался в качестве басового, под него исполнялись песни либо звучал другой инструмент.

2) Далее важную роль сыграли Паоло Маджини и Гаспаро да Сало (XVI – XVII века). Второй из них сумел приблизить инструмент к тому, который существует в наше время.

3) Но все недостатки были устранены великим мастером струнных инструментов, Антонио Страдивари. В 1711 году он создал виолончель Дюпора, которая на данный момент считается самым дорогим музыкальным инструментом мира.

4) Джованни Габриели (конец XVII) впервые создал сольные сонаты и ричеркары для виолончели. В эпоху Барокко Антонио Вивальди и Луиджи Боккерини написали сюиты для этого музыкального инструмента.

5) Середина XVIII стала для струнно-смычкового инструмента пиком популярности, появляясь в качестве концертного инструмента. Виолончель вливается в симфонические и камерные коллективы. Для нее были написаны отдельные концерты кудесниками своего дела — Джонасом Брамсом и Антонином Дворжаком.

6) Нельзя не упомянуть и Бетховена, который также создавал произведения для виолончели. В течении своего гастрольного тура в 1796 году великий композитор сыграл перед Фридрихом Вильгельмом II, королем Пруссии и виолончелистом. Людвиг ван Бетховен создал две сонаты для виолончели и фортепиано, Op. 5, в честь этого монарха. Виолончельные сольные сюиты Бетховена, выдержавшие проверку временем, отличались новизной. Впервые великий музыкант ставит виолончель и фортепиано на равные позиции.

7) Завершающий штрих в популяризации виолончели сделал Пабло Казальс в XX веке, создавший специализированную школу. Этот виолончелист обожал свои инструменты. Так, согласно одной истории он вставил в один из смычков, подаренный королевой Испании сапфир. В своем творчестве отдавали предпочтение виолончели Сергей Прокофьев и Дмитрий Шостакович.

Можно смело утверждать, что свою популярность виолончель завоевала из-за широты диапазона. Стоит упомянуть, что мужские голоса от баса до тенора совпадают по диапазону с музыкальным инструментом. Именно звучание этого струнно-смычкового великолепия похоже на «низкий» человеческий голос, а звук захватывает с первых же нот своей сочностью и выразительностью.