Главная » Струнные инструменты » История кеманчи

История кеманчи

Кеманча — струнно-смычковый музыкальный инструмент. Ее история появления связана со многими странами: Азербайджан, Греция, Армения, Дагестан, Грузия, Иран и другими. В странах Среднего и Ближнего Востока кеманча считается национальным музыкальным инструментом.

Родоначальник – персидская кеманча

Персидская кеманча считается самой древней, родоначальником разных видов кеманч. В переводе с персидского языка слово «кеманча» означает «небольшой смычковый инструмент». Кеманча в персидском варианте выглядела так: деревянная шейка прямой или круглой формы, дека изготовленная из тонкой рыбьей, змеиной кожи или бычьего пузыря, лукообразный смычок с конским волосом. Кеманчи могут быть разных вариаций в зависимости от страны происхождения. В Армении в основном четырехструнные, трехструнные в Турции, двухструнные у курдов, бывают даже шестиструнные инструменты.

Прародитель из Армении

Первое упоминание про кеманчу датируется IX-X веком, когда при раскопках древнеармянского города Двины, была обнаружена чаша с изображением певца с кеманчей в руках. Это стало сенсацией, до того момента, рождение инструмента датировали XII-XIII веками. Древнейшая кеманча имела опору и длинный гриф, только одну струну. В дальнейшем прибавилось еще две, а современный инструмент имеет четыре струны. Пик популярности армянских кеманч приходится на XVI-XVII вв.

Турецкая кеменче

В Турции тоже есть прародитель — это кемече. Корпус в форме груши, разрезанной вдоль, ширина 10-15 см, 40-41 см длина. Музыкант держит кемече вертикально, но играет ногтями рук, а не подушечками пальцев.

Кеманча

Лира родом из Византии

Понтийская лира родом из Византии. Точных данных о времени происхождения не существует, предполагается, что это IX-X вв. н.э. Инструмент был распространен на берегах Черного моря. Во времена Османской империи персидская лира получила второе имя «кеменче». До XX века на ней играли в Турции, на юге России, позднее в Греции. Родственники понтийской лиры имеют бутылеобразую форму, узкий резонатор и длинную шею. Монолитный корпус изготавливается из граба, сливы или шелковицы, верхняя дека производится из сосны. До 1920 г. струны были из шелка, звучание получалось слабым, но мелодичным. Музыкант играл сидя или стоя, часто в кругу танцующих артистов.

Азербайджанская кяманча

Азербайджанский вариант инструмента имеет корпус, гриф и шпиль. Изготавливается инструмент на специальном станке. Большое внимание уделяется расстоянию между грифом и струнами.

Азербайджанская кяманча

Значение кеманчи в истории музыки Востока

Кеманча отлично подходит, как для сольного музицирования, так и для ансамблевого. В советское время инструмент использовался на эстрадных концертах. Сегодня кеманчу особенно любят народные музыканты-профессионалы.