История домры

Многие исследователи историки полагают, что домра – исконно русский инструмент. Однако, судьба его настолько уникальна и удивительна, что спешить с утверждениями подобного рода не стоит, есть 2 версии ее появления, каждая из которых может быть верной.


Первые упоминания о домре, дошедшие до нас, датированы 16 веком, однако в них говорится о домре, как об инструменте, уже получившем широкую популярность на Руси.История домрыОдна из самых распространенных теорий возникновения этого щипкового музыкального инструмента – восточное наследие. Очень похожие по форме и способу извлечения звуков инструменты были у древних тюрков и назывались тамбурами. Да и название «домра» явно не имеет русского корня. В пользу этой версии говорит и тот факт, что у восточного тамбура была такая же плоская дека и звуки извлекались при помощи кустарно изготовленной щепки. Считается, что именно тамбур был праотцом многих восточных инструментов: турецкого багламу, казахской домбры, таджикского рубаба. Предполагают, что именно от тамбура, в ходе некоторых трансформаций, могла возникнуть русская домра. А завезен он был в Древнюю Русь в период тесных торговых отношений со странами Востока, либо в период монголо-татарского ига.

По другой версии, корни современной домры стоит искать в европейской лютне. ДомраХотя, в период Средних веков любой музыкальный инструмент, снабженный округлым корпусом и струнами, из которого звуки извлекались щипковым способом, назывался лютней. Если углубиться в историю, то можно обнаружить, что она имеет восточные корни и произошла от арабского инструмента – аль-уда, но в дальнейшем на форму и конструкцию оказали влияние европейские славяне. Подтверждением тому может служить украино-польская кобза и ее более современный вариант – бандура. Средние века славятся тесными историко-культурными отношениями, поэтому домра по праву считается родственницей всех струнно-щипковых музыкальных инструментов тех времен.

В период с 16 по 17 век она являлась значимой частью русской культуры. Скоморошество, которое было распространено на Руси, всегда использовало для своих уличных выступлений домру, наряду с гуслями и гудками. Они путешествовали по стране, давали представления, подшучивали над боярской знатью, церковью, за что часто вызывали гнев со стороны власти и церкви. Существовала целая «Потешная палата», которая развлекала «высший свет» с помощью этого музыкального инструмента. Однако, начиная с 1648 года, для домры наступает драматическое время. Под влиянием церкви, царь Алексей Михайлович, назвал театрализованные выступления скоморохов «бесовскими игрищами» и издал указ об истреблении «орудий бесовских игрищ» — домр, гуслей, гудков и т.д. С этого периода и до 19 века исторические документы не содержат никакого упоминания о домрах.

Так печально могла бы и закончиться история, если бы в 1896 г, в Вятской области, выдающийся исследователь и музыкант того времени – В.В. Андреев, не обнаружил странный музыкальный инструмент, имеющий полусферическую форму. Совместно с мастером С.И. Налимовым, они разработали проект создания инструмента, опираясь на конструкцию найденного экземпляра. После реконструкции и изучения исторических документов, был сделан вывод о том, что это и есть старинная домра.

«Великорусский оркестр» — так называли оркестр балалаек под руководством Андреева, существовал еще до обнаружения домры, но мастер жаловался на нехватку ведущей мелодической группы, на роль которой она подходила идеально. Совместно с композитором и пианистом Н.П. Фоминым, с чьей помощью члены музыкального кружка Андреева изучили нотную грамоту и вышли на профессиональный уровень, домра стала превращаться в полноценный академический инструмент.

Как выглядит домра?
Бытует мнение, что изначально ее изготавливали из бревна. Там выдалбливали посередине древесину, доделывали палку (гриф), натянутые сухожилья животных служили струнами. Игра осуществлялась щепочкой, перышком, либо костью рыбы. Современная домра имеет более качественный корпус с клена, березы, гриф с твердых пород дерева. Для игры на домре используют медиатор сделанный с панциря черепахи, а чтобы получить приглушенный звук применяют медиатор из натуральной кожи. Струнный инструмент состоит из круглого корпуса, средней длины грифа, трех струн, квартового строя.
В 1908 г. были сконструированы первые 4-струнные разновидности домры. ДомраПроизошло это по настоянию известного дирижера – Г. Любимова, а идею реализовал мастер музыкальных инструментов – С. Буровый. Однако, 4-струнка уступала традиционной 3-струнной домре в тембровом плане. С каждым годом интерес к только усиливался, и в 1945 г. состоялся первый концерт, где домра стала сольным инструментом. Он был написан Н. Будашкиным и имел ошеломляющий успех в последующие годы. Следствием этого стало открытие первой в России кафедры народных инструментов при институте им. Гнесиных, на которой было отделение домры. Первым преподавателем стал Ю. Шишаков.

Распространенность в Европе.
В Библии, переведенной Семеном Будновым, упоминалось наименование инструмента, чтобы акцентировать внимание на то, как сильно славили израильтяне Бога в псалмах написанных Царем Давидом «Хвалите Господа на домрах». В Литовском княжестве этот музыкальный инструмент считался народным, развлечением для простых людей, однако при правлении Великих князей Радзивилловых на нем играли во дворе для услаждения слуха.

На сегодняшний день на домре исполняются концертные, камерные музыкальные сочинения в России, Украине, Белоруссии, а также в других постсоветских странах. Многие композиторы посвятили свое время созданию музыкальных произведений под этот инструмент. Столь короткий путь, который прошла домра, от народного до академического инструмента, больше не удалось пройти ни одному музыкальному инструменту современного симфонического оркестра.