История баритона

Баритон — струнный смычковый музыкальный инструмент класса виол. Основное отличие от других инструментов этого класса в том, что в баритоне есть симпатические бурдонные струны. Количество их может быть разным — от 9 до 24. Эти струны размещены под грифом, как бы в пространстве. Такое размещение помогает увеличить звучание основных струн во время игры на них смычком. Также воспроизводить звуки можно при помощи пиццикато большого пальца. К сожалению, история мало что помнит об этом инструменте.


До конца 18 века он был популярен в Европе. На баритоне любил играть венгерский князь Эстерхази, для него писали музыку известные композиторы Йозеф Гайдн и Луиджи Томазини. Как правило, их композиции писались для игры на трех инструментах: баритоне, виолончели и альте.

Томазини был скрипачем и руководителем камерного оркестра у князя Эстрехази. История баритонаВ обязанности Йозефа Гайдна, который также служил по контракту при дворе семейства Эстерхази, входило составление пьес для придворных музыкантов. Вначале Гайдн даже получил порицание от князя за то, что мало времени уделял написанию композиций для нового инструмента, после чего композитор активно взялся за работу. Как правило, все произведения Гайдна складывались с трех частей. Первую часть играли в медленном ритме, следующую в быстром, или чередовали ритм, основная роль звучания ложилась на баритон. Считается, что исполнителем музыки на баритоне был сам князь, на альте играл Гайдн, на виолончели придворный музыкант. Звучание трех инструментов было непривычным для камерной музыки. Поразительно, как смычковые струны баритона соединялись с альтом и виолончелью, а щипковые звучали контрастом во всех произведениях. Но, в то же время некоторые звучания сливались воедино, и было трудно различить каждый из трех инструментов. Все свои композиции Гайдн оформил в виде 5-ти томов книг, это наследие перешло в собственность князя.

Время шло, стиль игры на трех инструментах менялся. Причина в том, что князь рос в своем мастерстве игры на струнном инструменте. Поначалу все композиции были в простой тональности, со временем тональности менялись. Поразительно, но по окончании написания Гайдном третьего тома Эстерхази уже умел играть и смычком и щипком, во время исполнения очень быстро переключался с одного способа на другой. Но вскоре князь увлекся новым видом творчества. По причине сложности игры на баритоне и неудобств связанных с настройками немалого количества струн, о нем стали понемногу забывать. Последнее выступление с участием баритона было в 1775 году. Копия инструмента до сих пор находиться в замке князя Эстрехази в Айзенштандт.

Некоторые критики считают, что все композиции, написанные для баритона очень похожи между собой, другие утверждают, что Гайдн писал музыку для этого инструмента, не ожидая, что ее будут исполнять за пределом дворца.