История зурны

Зурна — язычковый духовой музыкальный инструмент, представляет собой короткую деревянную трубку с раструбом и 7-8 боковыми отверстиями. Зурна отличается ярким и пронзительным тембром, имеющим звукоряд в пределах полутора октав.

Зурна — инструмент с богатой историей. В Древней Греции, предшественника зурны, называли авлосом. История зурныАвлос использовался в театральных выступлениях, жертвоприношениях и военных походах. Происхождение связывают с именем сказочного музыканта Олимпа. Свое признание авлос нашел в мелодиях Диониса. Позже распространился в государствах Азии, на Ближнем и Среднем Востоке. По этой причине зурна пользуется популярностью в Афганистане, Иране, Грузии, Турции, Армении, Узбекистане и Таджикистане.

Зурна стала популярна и на Руси, где ее называли сурной. Упоминание о сурне присутствует в книгах по литературе 13-го столетия.

По строкам стихотворений, памятникам античной цивилизации и живописи в Азербайджане, можно с уверенностью сказать, зурну использовали с давних времен. В народе она называлась «гара зурной». Название связано с оттенком ствола и громкостью звука. Ранее азербайджанцы под звучание зурны провожали сыновей в армию, гуляли свадьбы, устраивали игры и спортивные соревнования. Под мелодию «Гялин атланды» невеста уходила в дом суженого. Звучания инструмента помогали участникам выигрывать в спортивных соревнованиях. Также на нем играли при сенокосе и жатве. В традиционных обрядах зурна применялась вместе с гавалом.

На данный момент существует несколько инструментов похожих на зурну:
1. Авлос впервые был создан во времена Древней Греции. Данный инструмент можно сравнить с гобоем.
2. Гобой — родственник зурны в симфонических оркестрах. Относится к духовым инструментам. Состоит из длинной трубки 60 см. Трубка имеет боковые клапаны, которые регулируют частоту звука. Инструмент имеет высокий диапазон. Гобой используется для исполнения лирических мелодий.

Зурна изготавливается из жестких вариантов дерева, к примеру карагача. Пищик является частью инструмента и имеет форму двух соединенных пластинок из тростника. Канал ствола имеет форму конуса. Конфигурация канала влияет на звучание. Конус ствола издает яркое и резкое звучание. На окончании ствола имеется втулка, предназначенная для регулировки пластины. Во время заворотов подобного элемента кончики зубцов закрывают 3 верхних отверстия. Внутрь втулки устанавливается штифт, с круглой розеткой. Зурна оснащается дополнительными тростями, привязываемыми к инструменту нитью или цепью. После окончания игры на трость надевается деревянный чехол.

В народной музыке при исполнении применяются сразу 2 зурны. Плетущийся звук получается с помощью носового дыхания. Для игры инструмент ставят перед собой с легким наклоном. Для короткой музыки музыкант дышит ртом. При длительном звучании исполнитель должен дышать через нос. Зурна обладает диапазоном от «си бемоль» малой октавы до «до» третьей октавы.

На данный момент зурна является одним из инструментов духового оркестра. При этом может исполнять роль сольного инструмента.