История серпента

В настоящее время большой интерес в кругах музыкантов и слушателей стали вызывать старинные музыкальные инструменты. Множество музыкальных новаторов, ищущих новое звучание, коллекционеров и простых любителей оригинальных звуков музыки по всему миру пробуют «приручить» мало кому известные, давно вышедшие из широкого исполнительского арсенала старинные инструменты. Об одном из таких инструментов, который в последнее время притягивает все большее внимание слушателей и пойдет речь.

Серпент — медный духовой музыкальный инструмент. Появился во Франции XVI века, где и был изобретен французским мастером Эдме Гийом. Свое название получил от французского слова «serpent», в переводе – змея, т.к. внешне изогнут и действительно чем-то напоминает змею. История серпентаИзначально использование его ограничивалось аккомпанирующей ролью в церковном хоре и усилением мужских басовых голосов. Однако, спустя некоторое время серпент приобретает невероятную популярность, а к восемнадцатому столетию о нем знает практически вся Европа.

Вместе с проникновением в профессиональную музыкальную индустрию того времени, инструмент популяризируется и в народно-бытовой среде, попадает в дома состоятельных людей. Считалось чрезвычайно модным, в те времена уметь играть на серпенте. В начале XVIII века, благодаря известному французскому композитору Франсуа Жозефу Госсеку, серпент был принят в состав симфонического оркестра, как басовый инструмент. В ходе модернизаций, авторитет инструмента только возрастал и к началу XIX века ни один полноценный оркестр невозможно было бы представить без инструмента в виде змеи.

Первые очертания, формы и принцип действия, серпент взял от сигнальной трубы, использовавшейся еще с древних времен. Внешне он представляет собой изогнутую конусообразную трубку, изготовленную из дерева, меди, серебра или цинка, обтянутую кожей, История серпентас мундштуком на одном конце и раструбом на другом. На ней располагаются отверстия для зажатия пальцами. В первоначальном варианте серпент имел шесть отверстий. Позже, претерпев усовершенствования, в инструмент были добавлены от трех до пяти отверстий с клапанами, которые позволяли при их частичном открытии, извлекать звуки с изменением в хроматической гамме (полутоны). Мундштук серпента очень напоминает мундштуки современных духовых инструментов, например трубы. В более ранних конструкциях он изготавливался из костей животных, позднее его стали делать из металла.

Диапазон серпента до трех октав, что является достаточным основанием для его участия, как солирующего инструмента. Благодаря способности извлечения хроматически измененных звуков, что влияет на способность импровизации, применяется в симфоническом, духовом и джазовом оркестрах. Размеры варьируются от полуметра до трех метров, что делает инструмент весьма громоздким. По своей звуковой классификации серпент относится к группе аэрофонов. Звук воспроизводится за счет вибрации звукового столба. Довольно сильное и «непричесанное» звучание инструмента стало его визитной карточкой. В связи со своим резким ревущим звуком, среди музыкантов, серпент приобрел жаргонное название — контрабас-анаконда.

К концу XIX века серпент был вытеснен более современными духовыми инструментами, в том числе сконструированными на его основе, но не забыт.