История корнета

Корнет – медный духовой инструмент внешне похож на трубу, но в отличие от нее имеет не вентили, а пистоны.

Прародители корнета

Корнет своим появлением обязан деревянным рожкам, которые использовали для подачи сигнала охотники и почтальоны. В Средние века появился еще один предшественник — деревянный корнет, его использовали в рыцарских турнирах и на городских гуляньях. История корнетаОсобенно он был популярен в Европе — в Англии, Франции и Италии. В Италии деревянный корнет использовался, как солирующий инструмент знаменитыми исполнителями – Джованни Боссано и Клаудио Монтеверди. К концу 18 века деревянный корнет был практически забыт. На сегодняшний день его можно услышать только на концертах старинной народной музыки.

В 1830 году Сигизмунд Штельцель изобрел современный медный корнет — корнет-а-пистона. У инструмента имелся поршневой механизм, который состоял из кнопок-клавиш и имел два вентиля. Инструмент обладал широким диапазоном тональности до трех октав, в отличие от трубы имел больше возможностей для импровизаций и более мягкий тембр, что давало возможность применять его как в классических произведениях, так и в импровизациях. КорнетВ 1869 году в Париже при консерватории появились курсы обучения игре на новом инструменте.
В 19 веке корнет попадает в Россию. Царь Николай I Павлович виртуозно играл на разных духовых инструментах, в их числе был и корнет. Он чаще всего исполнял на нем военные марши и проводил концерты в Зимнем дворце для узкого числа слушателей, чаще всего близких. А.Ф.Львов — знаменитый русский композитор, даже составил для царя партию на корнете. Этот духовой инструмент использовали в своих произведениях великие композиторы: Г. Берлиоз, П.И. Чайковский и Ж. Бизе.

Роль корнета в истории музыки

Известный корнетист Жан-Батист Арбан внес огромный вклад в популяризацию инструмента по всему миру. В 19 веке парижские консерватории массово открывают курсы по игре на корнет-а-пистон. КорнетКлассикой стало соло в исполнении корнета Неополитанского танца в «Лебедином озере» П.И. Чайковского и танца балерины в «Петрушке» И.Ф. Стравинского.
Корнет применяли и при исполнении джазовых композиций. Самыми известными музыкантами, играющими на корнете в джазовых ансамблях стали Луи Армстронг и Кинг Оливер. Со временем инструмент из джаза вытеснила труба.

Самым известным музыкантом, играющим на корнете в России был Василий Вурм, написавший книгу «Школа для корнета с пистонами» в 1929 году. Его ученик А.Б. Гордон сочинил несколько этюдов.

В современном музыкальном мире корнет почти всегда можно услышать на концертах духовых оркестров. В музыкальных школах он применяется в качестве учебного инструмента.