История эфониума

Эфониум – духовой музыкальный инструмент из меди, относится к семейству туб и саксгорнов. Название инструмента имеет греческое происхождение и переводится как «полнозвучный» или «приятно звучащий». В духовой музыке его сравнивают с виолончелью. Чаще всего его можно услышать в качестве тенорового голоса на выступлениях военных или духовых оркестров. Также его мощное звучание приходится по вкусу многим джазовым исполнителям. Инструмент также известен под названиями «эуфониум» или «тенорная туба».

Серпент – далекий предок эфониума

История музыкального инструмента начинается с его далекого предка серпента, который стал основой для создания многих современных басовых духовых инструментов. Родиной серпента принято считать Францию, где в XVI веке его сконструировал Эдме Гийом. Серпент своим видом напоминает змею, за что и получил своё название (в переводе с французского serpent – это змея). Для его изготовления использовались разнообразные материалы: медь, серебро, также встречались цинковые и даже деревянные инструменты. СерпентМундштук изготовляли из костей, чаще всего мастера использовали слоновую кость. В корпусе серпента имелось 6 отверстий. Через некоторое время стали появляться инструменты с несколькими клапанами.
Изначально этот духовой инструмент использовался в церковной музыке. Его роль заключалась в усилении мужских голосов в пении. После усовершенствования и добавления клапанов его стали активно использовать в оркестрах, в том числе военных. Тональный диапазон серпента – три октавы, что позволяет исполнять на нем, как программные произведения, так и всевозможные импровизации. Звук, издаваемый инструментом, весьма сильный и грубый. Человеку, не имеющему абсолютного музыкального слуха, было практически невозможно научиться играть на нём чисто. А музыкальные критики сравнивали неумелую игру на этом требовательном инструменте с рёвом голодного животного. Однако, несмотря на трудности, возникавшие при овладении инструментом, на протяжении ещё 3 веков серпент продолжал использоваться в церковной музыке. Пик популярности пришелся на начало XVIII века, когда на нем играла практически вся Европа.

XIX век: изобретение офиклеида и эфониума

В 1821 году во Франции разработали группу медных рожков, имеющих клапаны. Басовый рожок, а также инструмент, созданный на его основе, получил название «офиклеид». История эфониумаЭтот музыкальный инструмент был проще по сравнению с серпентом, однако для успешной игры на нём всё ещё требовалось обладать отличным музыкальным слухом. Внешне офиклеид больше всего напоминает фагот. Использовался он в основном в военных оркестрах.

К 30-м годам XIX века был изобретён особый помповый механизм – вентиль, который позволял понижать строй духового музыкального инструмента на полтона, целый тон, 1,5 или 2,5 тона. Конечно же, новое изобретение стало активно применяться в проектировании новых инструментов.

В 1842 году во Франции была открыта фабрика, производящая духовые музыкальные инструменты для военных оркестров. Адольфом Саксом, открывшим этот завод, было разработано множество инструментов, в которых задействовался новый помповый вентиль.

Спустя год немецкий мастер Зоммер спроектировал и выпустил медный инструмент с богатым и сильным звучанием, который и получил название «эфониум». Его стали выпускать в различных вариациях, появлялись теноровые, басовые и контрабасовые группы.

Одно из первых произведений для эфониума было создано А. Понкьелли во второй половине XIX века. Также звучание инструмента использовали в своих произведениях такие композиторы, как Р. Вагнер, Г. Холст и М. Равель.

Использование эфониума в музыкальных произведениях

Наибольшее распространение эфониум получил в духовом оркестре (в частности военном), а также в симфоническом, где инструменту поручают исполнять партии родственной ему тубы. История эфониумаВ качестве примеров можно привести пьесу «Быдло» М. Мусоргского, а также «Жизнь героя» Р. Штрауса. Впрочем, некоторые композиторы отмечают особый тембр эфониума и создают произведения со специально созданной для него партией. Одной из таких композиций является балет «Золотой век» Д. Шостаковича.

Огромную популярность принес эуфониуму выход фильма «Музыкант», где в главной песне упоминался данный инструмент. Позже, конструкторами был добавлен еще один клапан, это расширяло возможности механизма, улучшало интонирование и облегчало пассажи. Понижение общего строя си бемоль до фа осуществилось, благодаря добавлению нового четвертого вентиля.

Отдельные исполнители с удовольствием используют мощный голос инструмента даже в джазовых композициях, эфониум — один из наиболее востребованных духовых инструментов, который передает возвышенное, содержательное, теплое звучание и имеет отличные тембровые и динамические свойства. С его помощью можно легко передать четкую интонацию, что позволяет ему быть как солирующим, так и аккомпанирующим инструментом. Также некоторые современные музыканты сочиняют для него партии без сопровождения.